Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Самым важным средством воспитания и развития детей является дидактическая игра. Дидактическая игра имеет большое образовательное значение. Если сочетать обучение с игрой, ребенку будет легче освоить и запомнить изученный материал. Игры с раннего возраста способствуют развитию умственных способностей, воображения, памяти и внимания. Дети, особенно дошкольники, всегда очень наблюдательны. В повседневной жизни они копируют манеру поведения своих близких, их настроение и привычки. Именно через игры ребенок воспринимает жизнь взрослого.
Самое главное в игровом воспитании-заинтересовать ребенка, привлечь к игре. Дошкольник практически всему учится через восприятие, поэтому он должен заботиться о положительных эмоциях ребенка во время игры.
Для детей игра - это способ исследовать, учиться и ориентироваться в реальном мире, не нужно лишать ребенка такого удовольствия, а наоборот, лучше чаще играть и развиваться, для каждого ребенка это способность осознавать себя и своих детей. его окружение.
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитием его лучших качеств, формированием разносторонней и цельной личности.
Большая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре-важнейшему виду детской деятельности. Это эффективное средство формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность влиять на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это большое светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается животворящий поток идей, представлений об окружающем мире. Игра – это искра, которая зажигает свет любопытства и любознательности».
Дидактические игры – одно из средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Дидактическая игра содержит большие возможности в учебно-воспитательном процессе детей дошкольного возраста. Его можно успешно использовать как форму обучения, как самостоятельную игровую деятельность и как средство воспитания различных аспектов личности ребенка.
Обучение должно быть познавательным, обогащать ребенка знаниями и формами умственной деятельности, формировать интересы и познавательные способности. Выполнение этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Сегодня это насущный вопрос.
Цель исследования – изучение дидактической игры как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – дидактическая игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть виды и компоненты дидактической игры.
2. Выявить значение и задачи эстетического воспитания старших дошкольников.
3. Охарактеризовать использование дидактических игр в эстетическом воспитании дошкольников.
4. Провести экспериментальное исследование по использованию дидактических игр в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать картотеку дидактических игр для эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы дидактической игры как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие «дидактическая игра»
Основная характеристика дидактических игр определяется их названием – это развивающие и обучающие игры. Они созданы взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Но для играющих детей воспитательное и обучающее значение дидактической игры не действует открыто, а реализуется через игровое задание, игровые действия, правила.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, которая характеризует игру как форму обучения и игровой деятельности. Выделяют следующие структурные компоненты дидактической игры: учебное (дидактическое) задание; игровые действия; правила игры; результат [1].
Дидактическая задача – это основной элемент дидактической игры, который определяется целью обучения и воспитательным влиянием. Он формируется учителем и демонстрирует его учебную деятельность. Например, в серии дидактических игр в соответствии с заданиями программы закрепляется умение составлять слова из букв, отрабатываются навыки счета. Для детей учебное задание сформулировано как игра. Игровое задание выполняют дети. Он определяет игровые действия, стимулирует желание их выполнять. Игровая деятельность – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей будет сама игра и тем успешнее будут выполняться познавательные и игровые задания. В разных играх игровые действия различаются по своей направленности и по отношению к игрокам. Это, например, ролевые действия, загадки, пространственные преобразования. Они связаны с игровым дизайном и исходят из него. Игровые действия – это средства реализации игрового намерения, но они также включают действия, направленные на выполнение дидактической задачи [4].
В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре. Но есть одно педагогическое правило, которому воспитатель всегда должен следовать при организации дидактической игры: ее развивающий эффект напрямую зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребенком. Если воспитатель, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают, его воспитательная и обучающая ценность исчезает.
Правила игры предусматривают реализацию содержания игры. Его содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми заданиями и игровыми действиями. В дидактической игре даны правила. С помощью правил педагог контролирует игру, процессы познавательной деятельности и поведение детей. Правила делают игру демократической: им подчиняются все участники игры [12].
Существует тесная взаимосвязь между учебной задачей, игровыми действиями и правилами. Учебная задача определяет игровые действия, а правила помогают выполнять игровые действия и решать задачу.
Результат подводится сразу после окончания игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше всего выполнили игровое задание; определение команды-победителя. В то же время необходимо отмечать достижения каждого ребенка, подчеркивать успехи отстающих детей. Во время игр необходимо поддерживать все элементы конструкции. Потому что именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Дидактические игры относятся к играм, которые представляют собой форму перехода к неигровым занятиям, к которым они готовятся. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые составляют основу обучения. Дидактические игры характеризуются наличием задачи воспитательного характера – образовательного задания. Им руководят взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но они облекают ее в развлекательную форму для детей. Мы приводим примеры заданий: научить детей правильно различать и называть цвета ("салют", "цветные коврики") или геометрические фигуры ("лед"), прояснить представления о посуде ("Катя Куклу ест") или одежде ("Катя Куклу подарит прогулка"), тренировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, расположению в пространстве ("что изменилось"), развивать зрение и координацию мелких движений ("Поймай рыбку"). Учебная задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети [10].
Ребенка привлекает к игре не учебная задача, которая ставится перед ним, а возможность проявить активность, выполнять игровые действия, добиваться результатов, побеждать. Если участник игры не обладает знаниями, умственными операциями, которые определяются учебной задачей, он не сможет успешно выполнять игровые действия, достигать результата. Например, в дидактической игре "Цветные фоны" каждый игрок должен разместить игрушки и предметы одного цвета на ковре определенного цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать цвета, находить предметы в окружающей среде.
Таким образом, активное участие, особенно выигрыш в дидактической игре, зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и навыками, которые диктует его учебная задача. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, совершенствовать свои знания. Тогда дидактическая игра поможет вам научиться чему-то легко и непринужденно.
Способность обучать дошкольников посредством активных занятий, интересных для них, является отличительной чертой дидактических игр. Однако следует учитывать, что знания и навыки, приобретенные игроками, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку основной интерес представляет не учебная задача, а игровая деятельность для детей раннего и раннего дошкольного возраста и решение игровой задачи, прибыль – для детей старшего дошкольного возраста [5].
Дидактические (развивающие) игры – это разновидность игр с правилами, специально разработанными для обучения и воспитания детей.
Все дидактические игры можно разделить на три основных типа: игры с предметами (игрушками, натуральным материалом); настольные и печатные игры; игры в слова.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации поведения. В объектных играх используются игрушки, реальные предметы, объекты природы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия между объектами.
Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, размером, формой, качеством. В играх решаются задачи сравнения, ранжирования, установления последовательности в решении задач. По мере того как дети приобретают новые знания о предметной среде, задания в играх усложняются: дошкольники отрабатывают определение предмета только одного качества, комбинируют предметы в соответствии с этой характеристикой (цвет, форма, качество, назначение), что очень важно для развитие логического мышления.
В игре также используются предметы, в которых разница между ними менее заметна. В играх с предметами дошкольники выполняют задания, требующие осознанного запоминания количества и расположения предметов, нахождения недостающего предмета. Играя, они приобретают способность складывать части в единое целое, устанавливать узоры самых разных форм.
Игры с предметами позволяют решать различные учебно-воспитательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (навыки именования предметов, действий с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать по ним загадки; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, память, внимание.
Игры на натуральном материале педагог применяет при проведении дидактических игр, таких как " Чьи это следы?", "С какого дерева лист?", "Разделите листья по убыванию размера". В таких играх закрепляются знания о природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) [8].
Среди игр с предметами особое место занимают дидактические игры и постановочные игры. В дидактических играх дети играют определенные роли, например, продавец, покупатель в таких играх, как "Аптека", пекари в игре "Пекарня", постановочные игры помогают прояснить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях ("Путешествие в страну сказок"), о нормах поведения.
Настольные и печатные игры разнообразны по типам: парные картинки, различные виды бинго, домино; по содержанию, учебным заданиям, дизайну. При их использовании решаются различные проблемы разработки. Они помогают прояснить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизировать знания и развить мыслительные процессы.
Например, игра, основанная на попарном выборе изображений. Дошкольники объединяют образы не только по внешним признакам, но и по смыслу. Выбор изображений на основе общей классификации. Здесь от детей требуется обобщать, устанавливать связь между объектами. Например, в игре " что растет в лесу?".
В играх типа "Лабиринт", предназначенных для дошкольников, используется игровое поле, фишки, игральные кости. Дети "путешествуют" по игровому полю, бросая кубики один за другим и передвигая свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию. Способность предвидеть результат действий [12].
Описание, сюжет картины с демонстрацией действий, движений направлен на развитие речи, воображения, творческих способностей у детей дошкольного возраста. Чтобы игроки могли угадать, что нарисовано на картинке, ребенок прибегает к моделированию движений (например, животное, птица). В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность перевоплощаться, творчески искать нужный образ.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающих задач осуществляется в мысленном плане, на основе представлений и не зависит от наглядности, они основаны на словах и действиях игроков. Таким образом, словесные игры проводятся в основном с детьми среднего возраста и в основном с дошкольниками старшего возраста. В таких играх дети учатся, опираясь на существующие представления об объектах, углублять знания о них, поскольку в этих играх требуется использовать ранее полученные знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные умственные задачи: описывают предметы, выделяя их характерные признаки; гадают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по разным свойствам, признакам. Среди этих игр есть много популярных, связанных с детскими стишками, детскими играми, головоломками, некоторые из которых доступны детям благодаря образному оформлению речи, построенной на диалоге, близости по содержанию переживаний детей. Помимо развития речи, формирования слухового внимания с помощью каламбуров создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, способность понимать юмор [6].
Таким образом, игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, игра реализует потребность влиять на мир; способность обучать малышей посредством интересных им активных занятий является отличительной чертой игр дидактические; игры закрепляют знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2011. – 243с.
2. Васильева, Л. Н. Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста / Л. Н. Васильева, Е. А. Долгополова, Н. А. Саушкина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 1-2.
3. Гостар, А. И. Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста / А. И. Гостар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 30 (216). — С. 59-61.
4. Кайсаканова, Т. А. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС / Т. А. Кайсаканова, Г. В. Зуйкова, А. А. Бернацкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 357-358.
5. Карпова, С. Н. Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста / С. Н. Карпова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 92-95.
6. Курникова, Л. А. Игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста / Л. А. Курникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 495-496.
7. Лихачев, Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников / Д. Б. Лихачев. – М.: Сфера, 2008. – 346 с.
8. Малыгина, А. Н. О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста / А. Н. Малыгина, А. Н. Коваль. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 995-997.
9. Мосина, Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников / Н. В. Мосина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 119-125.
10. Мухатдинова, С. С. Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста / С. С. Мухатдинова, Е. А. Медведева, О. Л. Точилина, О. И. Харченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 67-69.
11. Романова, О. Б. Особенности использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста / О. Б. Романова, Н. В. Хахлева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4 (40). — С. 5-7.
12. Синева, Е. В. Методическое сопровождение художественно-эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения / Е. В. Синева, А. М. Соснина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 100-102.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г [Электронный ресурс]. – № 1155. – М., – 2013. (Дата обращения: 19.02.2025)
14. Янкина, Н. В. Применение дидактических игр при работе с дошкольниками / Н. В. Янкина, О. А. Ирешева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 511-514.